WWW.MANUKO.RU - производство и продажа изделий из натуральных камней: малахита, обсидиана, мрамора, гранита... WWW.MANUKO.RU - разработка эскизов и изготовление любых изделий по желанию заказчика, нанесение логотипов. WWW.MANUKO.RU - большой ассортимент гербов и флагов всех стран.
Приятный климат офиса ...                        тел. +7(495) 778-60-24, 972-58-59.
История камней
Яшма
  Название камня происходит от греческого "яспис" (пестрый), вероятно, производного от арабского "яшб", древне-еврейского "ясфе" и персидского "яшм". Некогда на Руси слово "яспис" означало "крапчатый камень". На востоке твердые, зеленые, плотные камни называли "иешмие", у персов - "яшм", у афканцев - "яшаб", у греков - "яспш".

Генетическая классификация: кремнистая горная порода.

Состав: Яшма представляет собой горную породу, содержащую значительные количества кварца, окрашенная в различные цвета. Природа щедро одарила ее не только пёстроцветностью, но и удивительными рисунками. Названия яшмам дают по характеру окраски, при этом выделяются одноцветные, полосчатые, волнистые, пестроцветно-крапчатые, глазчатые и др.

В некоторых слабометаморфизованных яшмах сохранились остатки кремневых скелетов морских одноклеточных водорослей - радиолярий. Породы, в составе которых халцедон преобладает над кварцем (вплоть до полного отсутствия последнего), называют яшмоидами.

  Физические свойства:
а) Окраска яшм отличается богатством и разнообразием цветовой гаммы. Известны равномерно окрашенные (однотонные), полосчатые, ленточные, пятнистые и самые красивые пестроцветные яшмы. Некоторые яшмы имеют сложный узор (пейзажные, рисунчатые и т.п.).

Преобладающие цвета - серый, от зеленоватого до темно-зеленого, желтый различных оттенков, сургучно-красный, коричневый, реже от голубого до синего или фиолетовый.

б) Яшма характеризуется весьма плотным сложением, большой вязкостью, довольно высокой твердостью (7), плотностью ок. 2,65 и показателями преломления 1,54-1,55 (у халцедоновых яшмоидов - 1,53). Яшмы всегда непрозрачны.
  Происхождение яшм, содержащих скелеты радиолярий, - биогенно-осадочное, а безрадиоляриевых - хемогенно-осадочное. Залегают яшмы в виде линз и пластов, подчас значительной мощности, но всегда небольшой протяженности.

Они тесно ассоциируют с толщами зеленокаменных пород, т.е. измененных лав и туфов - продуктов подводных вулканических извержений, при которых выносились большие массы кремнезема. Кремнезем либо экстрагировался из морской воды радиоляриями, строившими из него скелеты, либо осаждался в виде кремнистого ила химическим путем, а в дальнейшем претерпевал раскристаллизацию. Большинство яшм с вмещающими их породами подверглись метаморфизму.

  Месторождения яшмы встречаются повсеместно, однако наибольшую известность получили яшмы Урала и Алтая. На Урале яшмовый пояс тянется с севера на юг, достопримечателностью которого являются следующие 8 яшм:
· пестроцветные орские;
· однотонная, серо-зеленоватая калининская;
· ленточная кошкульдинская, не имеющая себе подобных, с красивыми контрастными - сочетаниями тонких, зеленых, темно-ярко-красных и густо-малиновых полос;
· струйчатая ямская палевого и темно-вишневого цвета;
· ленточная маломуйнаковская с красивым струйчатым рисунком широких палевых и темно-зеленых лент;
· ландшафтная-аумкульская яшма палевого тона с черными или коричневатыми древовидными изображениями;
· уразовская пестроцветная яшма;
· багряноцветная беркутинская.

Лучшие в мире яшмы добывают в России на Урале (в основном на Южном Урале - между Миассом и Орском), Алтае и Северном Кавказе. Самые экзотические пестроцветные яшмы происходят из месторождения на горе Полковник в Орске. Яшмы известны в Восточном Казахстане (риддерская лавобрекчия), на Украине (в Крыму, в частности, в районе Карадага), в Узбекистане, США (рисунчатые поделочные яшмы из штатов Мэн и Аризона), Германии (Саксония) и Венесуэлы. С глубокой древности и до настоящего времени яшмы добываются в Египте и Индии.

   Применение: Яшма - прекрасный художественный материал, ее отличает высокая прочность, удивительная красота рисунков и тонов, огромные запасы и крупные размеры монолитов.

Начиная с XVIII-XIX вв. яшмы стали использовать для изготовления мелких и крупных высоко-художественных изделий - ваз, торшеров и других предметов, украшавших интерьеры дворцов.

Полированные пластины пейзажных яшм оформляют в виде картин, которые высоко ценятся любителями камня. В настоящее время изготавливают и небольшие ювелирные изделия (вставки в запонки, броши, кулоны), а также письменные приборы и другие сувениры.

Одно из ранних свидетельств об открытии уральской яшмы относится к 1742 году и связано с именами "рудоприищика Екатеринбургского ведомства" Фёдора Бабина, его сына Петра и ученика Кирилла Обвищева. Ими были отысканы четыре месторождения красных и зелёных яшм по реке Type (Средний Урал).

В 1743 году в разных местах по той же Туре гранильщик Екатеринбургской гранильной фабрики Несенцов обнаружил тёмно-красные с жёлтыми крапинками и "фигурчатые" яшмы - тёмно-желтоватые с красными угловатыми пятнышками и густой сетью кварцевых жилок.

На протяжении почти десяти лет первые среднеуральские каменоломни яшмы были едва ли не единственными, на материале которых осваивались азы прииска, добычи и обработки твёрдого камня. Охота велась, по свидетельству документов тех лет, за той яшмой, что "глянец в себе имеет" и "отменную влажность показывает". Под "влажностью" понимали полировку, делающую камень блестящим, как бы смоченным.

Поиск яшмы казался нетрудным. Щедрая красками, она открывалась сразу. Развивала наблюдательность. Воспитывала способность замечать красивый камень в естественной среде. Часто довольствовались "фартом" - случаем, везением: оросит дождь скалу, выворотит бурелом корни деревьев - смотришь, проявится каменный узор.

Зато в добыче яшма оказалась трудна. Отделяли пласт от материнской основы крутыми деревянными клиньями; расшатывали, вбивая их в трещины сильными ударами тяжёлых молотов, поливали клинья водой, те, разбухая, разрывали породу. Не помогало - по линии раскола разводили костры, затем, поливая водой раскалённую породу, обрушивали на неё частый град сильных молотовых ударов. Огонь. Вода. Удары. Камень сдавался. Но чаще довольствовались валунами - "елтышами" и глыбовыми развалами.

В 1751 году оренбуржец Семен Черемисинов отыскал в старых чудских копях близ озера Иртяш (Южный Урал) "камня крапчатого наподобие ясписа". В ноябре этого же года башкирский старшина Агилды Сатангулов объявил о найденной им "в полуденную сторону от Чебаркульской крепости, при речке Санарке, зелёной яшме".

Ранней весной следующего года башкиры Умер (Юмер) Юмышев и Янгилды Биеклдишев обнаружили светло-зелёные яшмы на реках Бешеляк, Кандабулак и "камень подобной агату видом красной с белыми прожилками подобен мелкому глянду" на окружённой топкими болотами небольшой возвышенности в окрестностях деревни Уразово. Это была та самая уразовская яшма, что более известна под именем "великолепного мясного агата".

Эта цепочка открытий, завершившаяся встречей с одной из красивейших южноуральских яшм, сразу же вытеснила среднеуральский камень. Это естественно. Там - скромная гамма массивных однотонных пород. Здесь - пиршество сочного цвета, глубокие контрасты "горячего" - красного и "холодного" - снежно-белого тонов. Стенки пустот и трещин занял лучисто-игольчатый халцедон. Оставшееся плотно заполнил грубозернистый белый непрозрачный кварц, причудливо ветвящийся, словно остов какого-то таинственного тела.

Красота уразовского камня - мятежная красота. Трудно было поверить, что она подчинится художнику. Но спустя полвека замечательный русский мастер архитектурно-декоративной формы А. Н. Воронихин, поклонник классики, строгих и простых контуров, изящных пропорций, отдал неуравновешенной красоте уразовской яшмы особое предпочтение.

Как никто из его современников, А. Н. Воронихин был дерзок в работе с цветом, в поисках многокрасочных решений. Подчинить буйную фантазию природы ясной, завершённой, хорошо уравновешенной форме было его творческой задачей. И каждый раз решал он её блестяще.

Вот одна из ваз. Сделана она в форме балясины. На её широких плечиках, опершись о колонку венчика, стоят бронзовые фигуры египтян. Они строги. Задумчивы. Руки сложены на груди. Состояние покоя в окружении уразовской яшмы, той, о которой мы говорили как о самом мятежном камне!

Поразительна простота, с которой художник сумел подчинить "состояние" камня настроению бронзовой пластики. Вытянутый по вертикали объём вазы расчленён по горизонтали мелкими простыми архитектурными профилями. Камень буквально разлинован ими, подчинён их ритму. Этот приём позволил художнику "успокоить" круженье цвета уразовской яшмы, совместить его со статикой бронзы.

Зато в другом решении - в двух парных вазах, поступивших в Эрмитаж из Колыванской шлифовальной фабрики, уразовская яшма представлена во всей своей дикой неуёмной красе. Здесь бронза обхватами, в виде изящно вытянутых волют, властно стягивает от ножки до оплечья сильное округлое, почти сферическое тело вазы.

Противоборство бронзы и камня аккумулируется в сильных телах рычащих бронзовых пантер, опирающихся о края вазы. Лишь полвека отделяют эти вазы - жемчужины русского камнерезного искусства - от первых каменоломен южноуральских яшм, от времени, когда Россия не имела ни своего камня, ни традиций обработки твёрдых пород.

Что такое яшма? Камнерез и ювелир называет яшмой всякую плотную кремнистую породу, принимающею при полировке хороший глянец. Минеролог называет же яшмой, только плотные породы, состоящие из мельчайших кварцевых зерен, спаянных иногда глинистым, иногда кремнистым цементом ли халцедоном. Тайной рождения великолепного поделочного камня геологи заинтересовались давно, ещё в XVIII - XIX столетиях. Но до сих пор специалисты спорят о происхождении яшмы.

Образную картину образования яшм нарисовал в своё время академик А.Е. Ферсман "Несколько сот миллионов лет назад, в так называемый девонский период не было современного уральского кряжа. То мелководье, то более глубокое море с отдельными островами покрывало те места, где сейчас высятся горные хребты Южного Урала. Не было ещё следов горообразующей деятельности, но уже изливались лавы, подводные извержения нарушали спокойную картину девонского моря. На морском дне заливаемой лавами, обитала фауна в виде разнообразных животных с кремнистым скелетом - губок и радиолярий". В сложном химическом процессе накапливались их остатки, на дне образуя целые слои кремнистого ила - будущей яшмы.

За какие достоинства ценят яшму? Яшма - камень высокой твёрдости: её нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью, она трудна в обработке но зато принимает зеркальную полировку и долго её сохраняет. Яшмовые краски тоже вечные - они не выцветают, как у некоторых драгоценных камней. Самое главное, за что ценится яшма - это её окраска. Одни яшмы разнообразно окрашены, в других поражает пёстрое смешение цветов, образующие самый разнообразный рисунок. Очень часто сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне вырисовывается какой - то фантастический рисунок.

Интересные факты: Ещё древние греки связывали с яшмой возможность противодействовать ядам и исцеляться от всех недугов. Так, Византийский император Мануил подарил монастырю на Афонской горе чашу из яшмы, которая, по преданию, противодействовала ядам и исцеляла от всех болезней.

Талисман дарует мудрость, силу предвидения и твёрдость духа; способствует выравниванию отношений на работе, с начальством. Символическое значение: храбрость.

Лечебные эффекты (литотерапия): яшма оранжевых оттенков - дневные, высокоэнергетичные камни, камни-лекари с широким спектром деятельности. Кровавая яшма обладает огромным кровеочистительным потенциалом, останавливает кровь при кровотечениях, заживляет раны. Яшма укрепляет сердце, зрение, желудок.

  Источник информации: В. Шуман "Мир камня. Драгоценные и поделочные камни", Большая советская энциклопедия, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 98, Детская энциклопедия, том2, Академия педагогических наук РСФСР, 1959г.