Твёрдость этого минерала составляет 3,5-4 по шкале Мооса, что и определило большой интерес к нему мастеров-камнерезов. Из малахита стали изготовлять амулеты, печати, вставки, а также детали интерьеров.
В практических целях малахит пользуется до сих пор: он является спутником, а значит, и поисковым признаком медных руд, залегающих близко к поверхности Земли, из некондиционного материала делают минеральную краску - малахитовую зелень.
Этот камень по химическому составу представляет собой карбонат меди - Сu2(СО3)(ОН)2, из которого достаточно просто выплавить чистую медь. Так и поступали металлурги в эпоху бронзового века, когда малахит был основным источником этого цветного металла. Медь, получаемая из него, была гораздо важнее самого поделочного камня.
Тогда же, по-видимому, были полностью выработаны многие малахитовые месторождения на поверхности Земли; из них самые знаменитые находились в Древнем Египте и Израиле (воспетые в Библии копи царя Соломона).
В сечении малахит часто имеет радиально-лучистые, полосчатые и концентрические текстурные узоры; цвет отдельных прослоев может варьировать от светло-зеленого с бирюзовым оттенком до темно-зеленого. Чаше всего окраска малахита напоминает мягкий зеленый цвет листьев мальвы (греч. "малахе"), отсюда минерал получил свое современное название.
Самый красивый малахит добывают на уральских месторождениях - Гумешевском и Меднорудянском. Его рисунки необычайно живописны, краски по-весеннему свежи, теплы и приятны глазу.
В начале XIX в. из уральского малахита европейские и русские мастера создали большое количество произведений камнерезного искусства: шкатулки, вазы, столешницы, камины, колонны.
При их изготовлении была разработана особая техника облицовки малахитом черновой заготовки-основы. Изделие, выполненное в такой технике, названной "русской мозаикой", казалось вырезанным из единого монолита - настолько искусно подбирали рисунок для небольших малахитовых пластин.
Благодаря искусству русских мастеров-малахитчиков вспыхнул чисто исследовательский интерес к этому камню. С конца XVIII в. он стал занимать почётное место в минералогических коллекциях и музеях. Коллекция уральского малахита, принадлежавшая крупному государственному деятелю графу Н. П. Румянцеву, превзошла другие представительностью и разнообразием. Ныне она хранится в МГРА (Московской горно-разведочной академии).
Это знаменитое собрание, как предполагают, разыскивал, но не обнаружил Наполеон, вошедший в 1812 г. в Москву. Богатые коллекции минерала были также собраны Екатериной II и крупными русскими учеными-естествоиспытателями того времени - П.С. Палласом, И.И. Лепехиным.
В музее Горного института Санкт-Петербурга хранятся два поражающих своими размерами малахитовых монолита: первый - из коллекции
Екатерины II - весит 1,5 т и добыт на Гумешевском руднике; второй весит около 0,5 т и происходит из Кыштымского рудника. Хотя уральские месторождения малахита уже потеряли свое промышленное значение, минералогические образцы из них остаются привлекательными для собирателей.
В наши дни открыты большие запасы малахита в Демократической Республике Конго (бывший Заир), США и Австралии. Малахит из этих месторождений отличается хорошим качеством, но все-таки уступает уральскому, остающемуся самым ценным в мире. Это не случайно, ведь именно на Урале, по преданию, живет Хозяйка Медной (Малахитовой) горы. Только она может одарить трудолюбивого рудокопа небывалой дня него радостью и удачей - встречей с глыбой лучшего малахита.
Наиболее полное собрание изделий из уральского малахита представляю в музеях, дворцах и особняках Санкт-Петербурга. В Эрмитаже ценным камнем украшен интерьер целого зала - Малахитового. В нем находится более 100 экспонатов из этого цветного камня. Поражают огромные, единственные в своём роде малахитовые колонны кафедрального собора Санкт-Петербурга - Исаакиевского.
Можно сказать, что стараниями русских мастеров не просто были созданы уникальные произведения искусства, но прославлен сам малахит как один из замечательных камней.
Источник информации:
Уральская историко-геммологическая библиотека